На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Хочу квартиру

21 подписчик

От огромных счетов за ЖКУ есть спасение

С каждым годом тарифы на ЖКХ-услуги растут. Сегодня, по словам юристов, мы платим за отопление так, как если бы на улице всю зиму было -26, а за воду так, как если бы принимали ванну четырежды в день. Свое решение этой проблемы предложили в минувший четверг основатели СРО «Оккервиль» на круглом столе в АБН, который они так и назвали: «От монополиста можно защититься».

За что мы платим

Почему мы платим за услуги ЖКХ столько, сколько платим, из чего складываются эти цифры и почему они постоянно растут – вопрос, который задавал себе каждый собственник жилья. Мы платим даже тогда, когда эти услуги поставляются нам не в полном объеме, потому что поставщики услуг – монополисты, отвечают юристы. Однако судебная практика показывает, что отсудить эти деньги рядовому потребителю услуг крайне сложно. Даже если он выигрывает суд, возмещения ущерба обычно так и не получает.

Елена Бабич, казалось бы, не простой потребитель. Она депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Но и ей не удается совладать с монополистами. «Простому собственнику жилья обращаться в суды сегодня довольно бесперспективно, – говорит Елена Бабич. – Я сама, ничего не добившись, стала писать письма в суды на собственных депутатских бланках, на что мне ответили, что я злоупотребляю своими депутатскими правами. Тогда я стала писать, что ко мне, депутату Бабич Е.В., обратилась гражданка Бабич Е.В., с жалобой. Это выглядит как анекдот, но цель такого бездействия ясна: оградить от нас монополиста».

«Нам не предлагают услуги, нас просто ставят перед фактом, – добавляет депутат Законодательного Собрания города Александр Ольховский. – Большая часть населения, став собственниками жилья, психологически так и осталась арендаторами жилья государственного. Например, по договору с Газпромом, город должен передать ему 21 котельную, то есть 45% тепловых мощностей города передаются в рамки одной фирмы. Но если есть крупная монополия, то должен быть и жесткий государственный контроль за формированием тарифов. Нужна прозрачная, публичная методика их определения».

Однако тарифы – полдела. Другая проблема – качество поставляемого в дома ресурса. «Мы взяли два стакана воды, из двух домов, и пошли в СЭС, и анализ нам выдали через сутки, тогда как по некоторым показателям для получения результата необходимо минимум 4 дня, – рассказывает президент Ассоциации организаций, регулирующих деятельность в сфере управления многоквартирными домами, Игорь Михайлов. – Мы нашли лабораторию, получили независимые результаты и пришли к выводу: питерскую воду пить можно, не отравитесь, но она, во-первых, не соответствует всем требованиям, во-вторых, она недостаточно очищена, в-третьих, в ней нет хлора, тогда как в тарифе на эту воду заложен хлор. Мы не знаем, чем ее очищают».

Вся беда, по мнению депутата ЗакСа Игоря Риммера, в сложнейшей неработающей системе обслуживания: создано множество фирм-посредников, одни принимают и распределяют звонки потребителей, другие проводят платежи, получая процент от перечислений. А чтобы навести порядок, уверен депутат, нужно пробежаться по всей цепочке.

Договор на экономию

Нельзя сказать, что в верхах эту проблему не замечают. На прошедшем 11 марта заседании Госсовета в Хакасии президент Дмитрий Медведев резко раскритиковал энергоснабжающие организации и коммунальщиков за высокие тарифы, назвав ситуацию с их ростом «вызывающей». Увеличение цен на электричество, по мнению президента, угрожает экономическому росту страны, ведь за последние 10 лет тарифы выросли более чем втрое. Президент также подчеркнул, что одной из причин бесконтрольности действий монополистов является отсутствие в правовой цепи договорных отношений физического лица – получателя ресурса.

На самом деле нормами действующего законодательства РФ договор о предоставлении коммунальных услуг между собственником жилья и ресурсоснабжающей организацией предусмотрен, однако на сегодняшний день такой практики в России не существует. Все договоры заключаются между ТСЖ, ЖСК или управляющей компанией и поставщиком коммунального ресурса, а физическое лицо, владеющее квартирой, в правовых отношениях отсутствует. «Собственник не находится в договорных отношениях с ресурсоснабжающими организациями и не может определить свой платеж, проверить качество услуг и предъявить претензии, – объясняет председатель правления СРО НП «Оккервиль», кандидат экономических наук Елена Панина. – Мы как граждане получаем коммунальный ресурс, и для этого мы должны быть в договорных отношениях, поскольку платим за этот товар». Нынешнее же положение собственника жилья не позволяет ему напрямую обращаться в правоохранительные органы для защиты своих прав.

«Мы хорошо знаем, что такое судебная система, и без квалификации туда соваться страшно, – говорит Игорь Михайлов. – Кто-то должен этим заниматься, идти в суд, отстаивать позиции. Даже те собственники жилья, у кого есть юридические знания, не могут себе позволить целыми днями сидеть в здании суда и ждать своей очереди. Необходим некий общественный механизм, который возьмет на себя функцию пробивания в судах тех вопросов, которые уже сегодня можно сформулировать на базе действующего законодательства. Такой механизм мы создали и назвали его СРО НП “Оккервиль”. Цель – защищать интересы плательщика в вопросах управления многоквартирным домом».

Говоря иными словами, механизм этот и есть форма несуществующего до этого момента договора между собственником жилья и поставщиком коммунального ресурса. Договор с длинным названием «Договор комплексного предоставления коммунальных услуг с механизмом административно-юридической защиты прав граждан», разработанный авторским коллективом во главе с Еленой Паниной, призван поставить на место монополиста, облегчить жизнь собственника жилья и помочь ему сэкономить на коммунальных платежах. По словам разработчиков, такая экономия может составить до 70%: она возникает сама собой при соблюдении подзаконных актов, многие из которых действуют уже более шести лет. Однако до сих пор тарифы не привязывались к эксплуатационным параметрам, и платили собственники по максимуму.

Разработчики объясняют: сегодняшний тариф на тепло в городе составляет 1050 рублей/Гкал. Однако этот тариф предусмотрен для максимально установленной питерской температуры -26 градусов, на основании наблюдений за сто лет. Тариф – это максимальная цена для максимальной температуры, но это не цена контракта на поставку тепла. Цена контракта – это тариф, привязанный к параметрам эксплуатации. Это и многое другое объясняется в договоре, даются формулы для расчета этой самой цены контракта, а первые несколько страниц посвящены своеобразному ликбезу: даны определения и разъяснения юридических терминов, применяющихся в законодательстве.

Договор, по словам разработчиков, должен облегчить жизнь собственников жилья, его подписавших. При этом всеми судебными делами займутся юристы СРО. Конечно, не бесплатно: разработчики договора просят за свои услуги процент от экономии собственника квартиры.

«Наша задача – сократить платежи, дать людям экономию. Но за свои услуги мы тоже хотим плату, – объясняет Игорь Михайлов. – Этот договор – это принцип существования плательщика. Это договор-пособие для потребителя, чтоб человек понимал, что он имеет право требовать. Он представляет собой компиляцию нормативов, действующих на сегодняшний день. Отсебятины там нет, за исключением пункта, в котором обозначена оплата услуг авторов договора. На основании этого комплексного договора мы выработаем все остальные договоры: по теплу, воде, газу, электроэнергии. Это что касается товаров. А есть еще услуги – сантехнические, ремонтные и т.п. Для них мы также составим договоры».

По словам разработчиков документа, они уже несколько лет ведут активную борьбу с монополистами. «Как только в суде встает вопрос о подтверждении факта поставки ресурса в том объеме, который указан в счетах, ГУП “ТЭК” сразу отказывается от иска в полном объеме», – приводит пример Елена Панина.

Обсуждения начались

Однако пока народ сомневается. Нынешний год – предвыборный, и многим помогают депутаты. Но помощь эта – адресная, а нужна, по словам юристов, система. При этом они понимают, что многие сегодня просто не готовы сесть и прочитать этот непростой, кишащий юридическими терминами документ. Чтобы сломать недоверие и спровоцировать собственников на активные действия, по словам разработчиков договора, нужны его масштабные обсуждения.

Впрочем, договор уже прочитали несколько экспертов. «Я рассмотрел договор с точки зрения защиты прав потребителей и могу сказать, что прописан он довольно четко, – делится впечатлениями юрист, эксперт в сфере прав потребителей ЖКХ Николай Тямшанский. – Насколько я понял, договор направлен на то, чтобы исключить из цепи посредников в виде ТСЖ и ЖСК, то есть это попытка исключить отфутболивание потребителей в случае предоставления им услуг ненадлежащего качества. Документ может повернуть ситуацию в положительную сторону. Однако такой договор – лишь первый шаг на пути к позитивным изменениям. Для реального изменения ситуации нужна судебная практика, нужно посмотреть, насколько эффективно он будет действовать».

Ознакомилась с договором и юрист, эксперт в сфере прав потребителей ЖКХ Ольга Покровская. У нее нашлись замечания к тексту документа и по части данных там определений, и по части ссылок на Гражданский кодекс РФ, и по части ссылок на не принятые и не вступившие пока в силу постановления правительства РФ. «Из моей практики работы в органах госвласти мне хорошо известно, что большинство проектов так и не становятся правовыми актами», – подчеркнула Ольга Покровская. Также юрист отметила, что монополисты, скорее всего, не захотят заключать договоры с собственниками жилья, поскольку им удобнее иметь дело с «пулами» потребителей. «Я считаю появление такого проекта необходимым шагом на пути изменения сложившейся практики», – подытожила Ольга Покровская.

Однако разработчики договора столкнулись с противодействием со стороны некоторых общественных организаций, считающих, что такой документ городу не нужен. Кроме того, участие в круглом столе предлагалось принять Комитету по тарифам и Жилищному комитету, но они отказались.

«Возможно, этот договор и не самый лучший, но сам факт, что люди пытаются организованно выяснить, за что же они платят, – это уже хорошо», – заключил Александр Ольховский.

К сожалению, ознакомиться с текстом самого договора в СМИ не удастся. По словам разработчиков, это можно сделать только в офисе компании. «Приходите к нам, распишитесь в реестре и ознакомьтесь с договором, – предложил Игорь Михайлов. – Тогда вы разделите с нами ответственность за сохранение содержания. Если мы выложим его в Интернет, то любое липовое ТСЖ сможет, прикрываясь этим документом, собрать с людей деньги. А виноваты окажемся мы».

Прочитать договор можно ежедневно с 9 до 18 часов в офисе СРО НП «Оккервиль», на ул. Подвойского, 46, корпус 1.

Кстати

По экспертным оценкам, на сегодняшний день долг населения перед коммунальщиками составляет около 600 млрд рублей. При этом сами управляющие компании задолжали банкам 590 млрд, сообщил советник Института современного развития Никита Масленников в интервью «Российской газете».

«Причем речь идет о просроченной задолженности», – добавил эксперт.

Масленников подчеркнул, что рост тарифов на ЖКУ в РФ далеко не всегда обоснован. Например, нормативы потребления воды, электроэнергии, тепла в стране завышены по сравнению со среднеевропейскими в 2-2,5 раза. То есть человек оплачивает неиспользованные услуги.

Кроме того, коммунальные предприятия, чтобы убедить местные власти в необходимости повышения тарифов, завышают степень износа инфраструктуры, добавил эксперт.

Постоянный рост тарифов в свою очередь приводит к тому, что население перестает платить. По данным Масленникова, за 2010 год собираемость платежей снизилась на 9%.

Дата публикации: 13:55 29 марта 2011 года

Источник: Большой каталог недвижимости

Картина дня

наверх